Самозанятость — это специальный налоговый режим для физических лиц, который появился в России относительно недавно. Стать самозанятым несложно — надо зарегистрироваться в приложении «Мой налог», внести необходимые данные, отправить запрос и дождаться подтверждение от налоговой. А вот с ведением деятельности возникают вопросы, в частности о движении денежных средств — как фиксировать продажу, какие есть способы принятия оплат, можно ли принимать оплату по безналу, может ли самозанятый подключить эквайринг, как сделать массовые выплаты при работе с самозанятыми гражданами? Разбираемся.
Кто может работать как самозанятый
Чтобы стать самозанятым, должен быть соблюден ряд условий:
- Получение дохода от самостоятельного ведения деятельности.
- Отсутствие работодателя и сотрудников в найме.
- Максимальный доход не превышает 2,4 млн рублей в год.
- Вид деятельности не попадает в перечень исключений, указанных в статьях 4 и 6 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Наиболее распространенные виды деятельности, которые подходят под этот налоговый режим — косметические услуги, фриланс, репетиторство, организация мероприятий, производство и продажа кондитерских изделий, фото- и видеосъемка, пассажирская и грузоперевозки, курьерские услуги, флористика, ремонт гаджетов, бытовые услуги, консалтинг и т.д.
Самозанятым может стать гражданин с 16 лет, или с 14 при наличии разрешения родителей.
Какие налоги обязан платить самозанятый
Самозанятый — это гражданин, который работает сам на себя и платит налог на профессиональный доход (НПД).
В зависимости от кого пришла оплата товаров или услуг самозанятого, размер налога отличается:
- 4% на доход от физических лиц
- 6% на доход от юридических лиц
Самозанятые не платят страховые взносы, в отличие от предпринимателей на УСН и патенте. Могут не перечислять взносы в Пенсионный Фонд. Налоговые декларации сдавать тоже не нужно, ФНС все посчитает сама.
Срок выплаты НПД — 25 число каждого месяца. Это можно сделать через приложение «Мой налог», банковское приложение или на сайте Федеральной налоговой службы.
Как самозанятый может принимать оплаты
Самозанятый имеет право использовать наличный и безналичный расчет. Главное регистрировать эти платежи через приложение «Мой налог». Если с наличными деньгами все достаточно очевидно, то с оплатами картой есть некоторые нюансы.
Можно принимать деньги от клиента напрямую на свою банковскую карту, законом это не запрещено. Но вот у банков могут возникнуть вопросы о частых перечислениях. Поэтому банк надо обязательно уведомить, что будут осуществляться переводы на коммерческой основе. И разделять личные поступления и оплаты за профессиональную деятельность. Или облегчить себе жизнь и завести отдельную карту. Некоторые банки даже могут прописать в договоре специальное назначение карты. Вроде ничего сложного. Для самозанятого, но не для его клиента. Вспомните то разочарование, когда продавец вам говорит, что не принимает оплату картой и достает бумажку с номером для перевода. Эквайринг — оплата товаров и услуг банковской картой — способ куда удобнее и быстрее. Подключить услугу эквайринга могут и самозанятые.
Как организовать массовые выплаты самозанятым
Обратный вопрос. Часто организации и предприниматели работают с исполнителями-самозанятыми. Это могут быть копирайтеры, дизайнеры, smm-специалисты, курьеры, партнерские сервисы и т.д. Регулярные оплаты подрядчикам в «ручном режиме» съедают огромный операционный ресурс. Оптимизировать этот участок помогают массовые выплаты. Такую услугу также предоставляют платежные сервисы. Оплата услуг самозанятому лицу может осуществляться на банковскую карту, электронный кошелек, на мобильный номер. При выборе сервиса оплаты самозанятым, также надо обратить внимание на срок зачисления платежей, наличие интеграций с CRM и другими системами, возможность передачи данных в ФНС.
Виды эквайринга для самозанятых
Выделяют три основных типа:
- Торговый эквайринг. Предполагает наличие POS-терминала. Для этого должен быть открыт расчетный счет. А в этом случае самозанятому придется зарегистрировать ИП. Подойдет для стационарных точек продаж.
- Мобильный эквайринг. Похож на торговый. Так же необходимо зарегистрировать ИП и открыть в банке расчетный счет. Отличие в том, что вместо POS-терминала надо будет приобрести специальный мобильный терминал и привязать его к смартфону. Оплату можно принимать везде, где доступен интернет. Подойдет, например, для услуг перевозок.
- Интернет-эквайринг. Самый доступный вид эквайринга для самозанятого. Не нужно оформлять ИП, открывать счет, приобретать терминал. Расчеты происходят через платежный сервис. Нужно только выбрать сам платежный сервис и оставить заявку на подключение. Если у самозанятого есть сайт, на него установят форму оплаты. Если сайта нет — покупателю можно представлять прямую ссылку или QR-код для перехода на форму оплаты. В первую очередь интернет-эквайринг подходит тем, кто работает удаленно через интернет.
Должен ли самозанятый подключать онлайн-кассу для интернет-эквайринга
По закону ККТ обязаны иметь индивидуальные предприниматели и организации — для передачи данных о покупке оператору фискальных данных и через него в Федеральную налоговую службу. Самозанятый может не использовать онлайн-кассу. Вся информация о доходе фиксируется им напрямую в приложении «Мой налог». Там же формируется электронный чек и отправляется на email покупателю.
Преимущества эквайринга для самозанятых
По закону самозанятый не обязан подключать эквайринг. Но его использование несет массу преимуществ:
- Возможность удаленных продаж.
- Моментальное получение оплаты.
- Рост конверсии в продажу за счет удобного способа оплаты.
- Выше доверие покупателей — эквайринг подтверждает то, что самозанятый работает официально.
- Экономия времени — все происходит автоматически.
- Исключены ошибки в назначении платежа и сумме, как это бывает с переводами.
- Нет вероятности оплаты фальшивыми купюрами.
- Данные об оплатах хранятся в одном месте, удобно собирать статистику, формировать отчеты по продажам и анализировать.
Как выбрать сервис эквайринга для самозанятых
Выбирая платежный сервис, самозанятому стоит обратить внимание на ряд критериев:
- Способы оплаты для клиентов.
- Размер комиссии при переводе и способ ее расчета.
- Наличие лимита на прием платежей и его размер.
- Список платежных систем, куда можно вывести деньги.
- География принятия платежей и валюты.
- Возможность подключения рекуррентных платежей (оплаты по подписке).
- Периодичность вывода денег.
- Возможность интеграции с приложением «Мой налог» для автоматической передачи информации о продаже в налоговую.
- Установка эквайринга — механика внедрения формы на сайт, наличие готовой интеграции с необходимой CMS, возможность принимать платежи по ссылке или QR-коду.
Повторимся, что по закону плательщик НПД имеет право работать за наличный расчет. Но если самозанятый нацелен на рост своего бизнеса, он неизбежно приходит к вопросу подключения эквайринга.
Дополнительный и удобный способ оплаты увеличивает поток новых клиентов. А автоматизация процесса принятия оплат избавляет от рутинных работ с наличкой и высвобождает время на развитие бизнеса.